Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Нижний Ломов
Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников»
26 февраля [ср]
Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать познавательно-исследовательскую активность у детей дошкольного возраста через коллекционирование, расширение кругозора. В процессе самообразования я решала следующие задачи: - изучение методической литературы; - Расширять у детей кругозор, развивая познавательную активность, творческий потенциал, любознательность; -Развивать внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать; - Развивать умения совместной (коллективной) деятельности у детей друг с другом и с взрослыми; - Поддерживать интерес к коллекционированию,инициативу, вызвать интерес к созданию собственной коллекции; - Обогащать предметную среду группы за счет создания детских и детско-родительских коллекций и выставок; Актуальность. В дошкольном возрасте формируется познавательная активность и исследовательский интерес. У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора. Программа ФГОС рекомендует коллекционирование, как одну из новых форм работы с детьми. Новизна в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Задачи нацеливают на совместную исследовательскую работу и тесное сотрудничество с родителями. В процессе работы по самообразованию, я 1.изучила следующую литературу: 1. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду». «Дошкольное воспитание» -2003г. №3. 2. Л. Н. Прохорова, Р. Н. Моделькина, Н. П. Кулешова «Воспитываем коллекционеров». 3. Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. «О технологии коллекционирования, как эффективной форме взаимодействия с родителями». Молодой учёный. 2015 г. № 10. 4. Селевко Г. К., «Современные образовательные технологии» 1998 г. 5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., «Детское экспериментирование», 2003 г. 6. «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3.2007 г. 2. Составила план работы по теме на два года 3Проинформировала родителей о работе по коллекционированию на годФормы работыНОД(включены в сетку НОД –коллекционирование. Подготовлены конспекты, презентации ) чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада);- посетили музей и посмотрели выставку монет Тишина, родители Даши В рассказали о коллекции марок) организация коллекций в группе; индивидуальные беседы с детьми по интересам; использование экспонатов в играх; поисковая и самостоятельная деятельность детей; Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением? Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни” Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики , календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций. Да и сейчас у меня коллекция лягушек, о которой дети знают и с интересом рассматривают) Дети в детском саду непростые, есть дети с неровным поведением, двигательно- активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Что же такое коллекционирование? Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками… Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных. В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всесторонне приветствовалось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (например: филателия, нумизматика), так как это приносило серьезные доходы в государственную казну. Следовательно, “армия” коллекционеров поощрялась с детства. Были учтены все секции и клубы, началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров. Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы. Кроме тех, которые можно с выгодой продать за границу. В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в семьях родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики). Во многих семьях положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием. Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности . В настоящее время в группе собраны коллекции камней, семян и плодов растений, , открыток, марок, календарей , пуговиц, военной техники“ Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность. Плюсов в работе больше, чем минусов. Рада, что, интерес детей к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с детьми, но и знать мир их увлечений и интересов. Минус - не все коллекции оформлены на должном уровне. Немаловажно правильно оформить коллекцию. Собранные образцы при необходимости нужно перебрать, разместить в одинаковых емкостях, пронумеровать, составить список, найти место хранения. Будем работать! Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по данной теме |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.