Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Нижний Ломов

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников»

26 февраля [пн]

Цель моей работы по самообразованию :

- продолжать повышать  свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.

развивать познавательно-исследовательскую  активность у детей дошкольного возраста через коллекционирование, расширение кругозора.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

- изучение   методической  литературы;

- Расширять   у детей кругозор, развивая познавательную активность, творческий потенциал, любознательность;

-Развивать  внимание,  память, умение наблюдать, сравнивать,

 анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать;

- Развивать умения  совместной  (коллективной)  деятельности  у  детей друг с другом и с взрослыми;

- Поддерживать интерес  к коллекционированию,инициативу, вызвать интерес к созданию собственной коллекции;

- Обогащать  предметную среду  группы  за  счет  создания  детских  и детско-родительских коллекций и выставок;

Актуальность.

В дошкольном возрасте формируется познавательная активность и исследовательский интерес. У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Программа ФГОС рекомендует коллекционирование, как одну из новых форм работы с детьми.

Новизна в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Задачи нацеливают на совместную исследовательскую работу и тесное сотрудничество с родителями.

В процессе  работы по самообразованию, я

1.изучила следующую литературу:

1. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду». «Дошкольное воспитание» -2003г. №3.

2. Л. Н. Прохорова, Р. Н. Моделькина, Н. П. Кулешова «Воспитываем коллекционеров».

3. Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. «О технологии коллекционирования, как эффективной форме взаимодействия с родителями». Молодой учёный. 2015 г. № 10.

4. Селевко Г. К., «Современные образовательные технологии» 1998 г.

5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., «Детское экспериментирование», 2003 г.

6. «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3.2007 г.

2. Составила план работы по теме на два года

3Проинформировала родителей о  работе по коллекционированию на год

Формы работы

НОД(включены в сетку НОД –коллекционирование. Подготовлены конспекты, презентации )

чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада);- посетили музей и посмотрели выставку монет Тишина, родители  Даши В  рассказали о коллекции марок)

организация коллекций в группе;

индивидуальные беседы с детьми по интересам;

использование экспонатов в играх;

поисковая и самостоятельная деятельность детей;

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?  Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками  направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”  Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся  календарики , календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций. Да и сейчас у меня коллекция лягушек,  о которой дети знают и с интересом рассматривают)

Дети в детском саду непростые, есть дети с неровным поведением, двигательно- активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.  Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно  расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания

В процессе коллекционирования развиваются внимание,  память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Что же такое коллекционирование? Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками… Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных. В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всесторонне приветствовалось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (например: филателия, нумизматика), так как это приносило серьезные доходы в государственную казну. Следовательно, “армия” коллекционеров поощрялась с детства. Были учтены все секции и клубы, началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров. Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы. Кроме тех, которые можно с выгодой продать за границу. В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в семьях родители увлекались в детстве коллекционированием  (собирали марки, календари, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики). Во многих семьях положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием. Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности .

   В настоящее время в группе собраны коллекции камней, семян и плодов растений, , открыток,  марок, календарей , пуговиц, военной техники“

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Плюсов в работе больше, чем минусов.  Рада, что, интерес детей к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с детьми, но и знать мир их увлечений и интересов.

Минус - не все коллекции оформлены на должном уровне. Немаловажно правильно оформить коллекцию. Собранные образцы при необходимости нужно перебрать, разместить в одинаковых емкостях, пронумеровать, составить список, найти место хранения. Будем работать!

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по данной теме


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.