Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Нижний Ломов

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ

30 января [вт]


 detsad-279300-1643511098.jpg

Тема моей работы очень актуальна. Модернизация дошкольного образования предъявляет высокие требования к построению воспитательно-образовательного процесса и совершенствованию системы взаимодействия детей и взрослых. Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.

В своей работе я поставила ряд задач: воспитывать положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру; обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами; помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; помочь усвоить конструктивные способы управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

Работа по этому направлению ведется систематически по всем образовательным областям, во всех видах деятельности и, конечно, совместно с родителями.

Для реализации всех этих задач в группе создана оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная среда, в которой ребенок не только вступает во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и формироваться как социально - компетентная личность.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы. В нём имеются пособие: «Коврик-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта.

В группе имеется коробочка добрых дел : это накопление сердечек детьми (за добрые дела, сделанные ими в течение месяца - это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения : будьте вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.)

Для сплочения детского коллектива мы придумали название группы, ее девиз.

В своей работе использую такую педогогическую технологию, как

«Утренний сбор»- это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню. Проводя утренний сбор, мы развивает толерантное отношение к людям;

формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе; позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Так же использую технологию «Развивающее общение», которой принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

В групповой комнате оборудованы различные уголки для проведения сюжетно- ролевых игр.

Игра-это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

В нашей группе созданы все условия для игр – обучающих, обрядовых, сюжетных, театральных, досуговых игр. Для налаживания диалогического общения воспитателя и детей используются настольно – печатные игры, дидактические игры, игры с правилами. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Все делаем для того, чтобы пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах. Мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

Большой эффект в развитии социальных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности её очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов учим детей оценивать характеры героев, их поступков.

Нашим неизменным помощником в развитии отношений ребенка и взрослого является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

В ходе работы был составлен план самообразования на тему «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками»,

был разработан план на 3 года, который успешно реализуется. В ходе работы созданы картотеки мирилок, пословиц о дружбе, этических бесед, игр на тему

«Мир эмоций», сделали подборку книг на данную тему. Были подготовлены и проведены проекты «Дружат взрослые и дети», «Огород на окне», «Здоровый малыш»



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.