Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Нижний Ломов
Конспект НОД по познавательному развитиюКонспект НОД «Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт»Цель: использование современных технологий во время НОД, расширение представлений детей о лимоне и его свойствах. Задачи. Образовательные : учить детей самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, расширять кругозор детей, упражнять в описании свойств лимона, расширять словарный запас, продолжать закреплять порядковый счёт в пределах 1-го десятка. Развивающие: развивать умение решать задачи на противоречие (ТРИЗ, развивать навыки целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображения, формировать навыки самоконтроля, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения. Воспитательные: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений, воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания. Предварительная работа: Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов, дидактические игры, знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек на тему «Фрукты», игры «Исправь ошибки», «Что хорошего, что плохого», «Фантастическое животное» ,экспериментальная деятельность на темы «Вода», «Свойства снега», «Свойства магнита» и т. д. Материал к образовательной деятельности: презентация «Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт», запись музыки «Страна Лимония», Блейк Нили «Фруктовое настроение», «Лимонадный дождь», карточки с 10 нарисованными лимонами (на каждого ребёнка, лимоны, чашки, лимонная кислота, сода, ватные палочки, настольная лампа, халаты. Ожидаемый результат: дети справятся со всеми поставленными задачами. (умеют высказать свое мнение, выдвинуть гипотезы, производить действия с предметами, делать выводы, адекватные возрасту, умеют найти ошибки в рассказе, выражают положительные эмоции: интерес и радость, активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками в решении познавательных задач.) Ход НОД: 1 Организационный момент. Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее! Воспитатель: Даша, какое у тебя настроение по цвету? Ребёнок: Зелёное, как трава. Тимур, какое у тебя настроение по цвету? Ребёнок: Красное, как огонь. Соня, какое у тебя настроение по запаху? Ребёнок: Цветочное Андрей, какое у тебя настроение по вкусу? Ребёнок: Сладкое. Лера, какое у тебя настроение по вкусу? Ребёнок: Кислое. 2. Основная часть. Здорово. Кислым может быть не только настроение, но и вкус одного из фрукта. - А какого фрукта, мы узнаем, отгадав загадку. Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт, Но на вкус кислейший он, А зовут его….(лимон) В: Правильно - лимон. - Сегодня мы будем вести разговор о лимоне - о его свойствах, внешнем виде, пользе. Посмотрите на экран. (презентация) -Что вы знаете о лимоне? Дети: Лимон – это дерево. Оно большое. Растёт в тёплых странах. Его можно выращивать и в домашних условиях. (Дополняю ответы и рассуждения детей) Дидактическая игра: «Лимон, какой?» Ваш ответ будет начинаться со слова «лимон», передавая его друг другу, будем назвать его качества В: Лимон - фрукт из рода цитрусовых. Дети: Желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный, блестящий, холодный, упругий - Молодцы! Все качества лимона назвали. Мимическое упражнение. Передать эмоциональное состояние. - Ребята, давайте представим, как мы едим лимон. - Лимон мы откусили (широко открыть рот и произнести «а-а-а-м») - Пожевали: та-та-та-та-та («пожевать» зубами широкий кончик языка) - Проглотили. - Ах, как кисло, (почмокали губами, скривились) - Ароматно, (поднести ладони к лицу и втянуть ноздрями воздух) - Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка: сначала верхнюю губу, потом нижнюю губу). Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. У вас карточки с контурами лимонов. Послушайте задание. Сколько лимонов на карточке? Заштрихуйте 5-й лимон желтым карандашом сверху - вниз. -Что ты сделал, Стёпа? 7-й лимон ещё не созрел. Заштрихуйте его слева – направо. Какой цвет будите использовать? Молодцы! Справились с заданием (во время работы звучит музыка Блейка Нили «Фруктовое настроение»).(5-6 заданий) Выходим из-за столов. Отдохнём. Физкульт минутка «Вот, так лимон» (встали) Оно (руки в стороны) Соку кислого полно (руки на поясе) Руки протяните (протягивают руки вперед) Лимон сорвите (руки вверх) Стал ветер веточки качать (качать руками вверху) Трудно лимончик достать (потянулись) Лимон быстро я сорву (хлопком в ладоши над головой) Вот, так лимон! (встали) Оно (руки в стороны) Соку кислого полно (руки на поясе). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лимоны полезны? Как ты думаешь, Настя? Ребёнок: Я думаю, что полезный. Воспитатель: А чем полезны лимоны? Ребёнок: В лимонах много витамин Воспитатель: Что содержится в лимонах? Ребёнок: В лимонах много полезных для нашего здоровья веществ. Воспитатель: Я приведу примеры. В Египте, где жители деревень часто подвергаются укусу скорпионов, лимон режут пополам, одну половину кладут на ужаленное место, а другую сосут, и все проходит. Сок лимона, разведенный в воде, полезен для полоскания при ангине, для лечения простудных заболеваний. Лимонный сок назначается при лихорадке для утоления жажды и улучшения общего состояния. Он используется при недостатке в организме витамина С. И даже применяется для красоты. Например, сделать маску для волос. А еще из лимона получают лимонное масло (прессуют лимон, затем отстаивают воду при низкой температуре) используют в парфюмерии (одеколон). Какой мы сможем сделать вывод? Дети : В лимонах много полезных для нашего здоровья веществ. Динамическая пауза "Лимон" Представьте себе, что в одной руке у вас находиться лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимаете правую руку в кулачок, чувствуете как напряжена рука. Затем бросьте "лимон" и расслабьте руку. Я возьму в ладонь лимон, Чувствую, овальный он. С силой я его сжимаю- Сок лимонный выжимаю. Всё в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Дидактическая игра «Найди ошибку» На дереве выросли два лимона. И были похожи они друг на друга как два брата. Оба красного (желтого) цвета, а по форме напоминали квадрат (овал, круг) На вкус сладкие – сладкие (кислые). Решили они как-то поплавать. Один лимон снял с себя кожуру, прыгнул в воду и всплыл на поверхность. А второй лимон не стал снимать кожуру и, оказавшись в воде, утонул. Вы согласны доказать правильность последнего утверждения сами? Дети: Да Воспитатель: Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными – исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов. Для начала вспомним правила поведения в лаборатории. Дети: Не шуметь и не толкаться. Внимательно слушать. Быть аккуратными с материалами для опытов. Делать выводы. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами одеваем фартуки. Опыт №1 «Тонет – не – тонет» Воспитатель: - У каждого из вас по два лимона. - Чем они отличаются? (ответы детей) - Как вы думаете, если мы опустим лимоны вводу, какой лимон утонет? Воспитатель: Давайте проверим. - Что мы наблюдаем? Что случилось с лимоном в кожуре? (лимон в кожуре всплыл, оказался на поверхности воды, плавает) - Что случилось с лимоном без кожуры? (утонул, упал на дно) -А как вы думаете, почему всплыл лимон с кожурой (рассуждения детей) В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность. -С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (Ответ детей) Вывод: кожуру лимона можно сравнить со спасательным кругом. В. Что находится внутри спасательного круга, что помогает оставаться на поверхности воды? (ответы детей- воздух) Вывод: В кожуре лимона тоже есть воздух и поэтому он не тонет. В: Молодцы! Опыт 2. Воспитатель: А сейчас я вам покажу фокус (показываю и комментирую) Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте. А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите? (беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.) -Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду! Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Насыпьте в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешайте. Что получается? (кислая вода) -В каждом доме есть такой чудесный порошок – пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (на столе блюдечко с содой) ,бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой (она холодная). -А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду? Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения. Опыт 3. «Невидимые чернила» Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать ватными палочками любой рисунок на листе бумаги лимонным соком. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и потанцевать. (Дети выполняют движения по показу воспитателя под музыку). Воспитатель: Ой, пока мы с вами танцевали, наши нарисованные картинки исчезли! Ничего не видно. Как это исправить? Дети: (ответы). Воспитатель: Чтобы ваш рисунок снова появился, нужно прогреть листочек при помощи включенной настольной лампы. Вот такие невидимые лимонные чернила! 3. Рефлексия. В: Сейчас поднимет руку тот, кто узнал что-то новое о лимоне. Что Влад узнал нового? Ответы детей. В: А сейчас руку поднимет тот, кому было интересно на занятии. Лера, что тебе было интересно на занятии? Ответы детей. В: А сейчас руку поднимет тот, кому было сегодня трудно. Какие трудности ты испытал, Никита? Ответы детей. В: Мы сегодня с вами были исследователями. Это не беда, что было трудно, даже взрослые ученые, чтобы сделать новые открытия, преодолевают много трудностей. Молодцы, ребята, вы сегодня прилежно и дружно трудились и многое узнали о лимоне. Главное для нас - здоровье. Лимон нам поможет его сохранить. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровыми и никогда не болеть. Вы, ребятки, не болейте, Чаще чай с лимоном пейте. Ведь лимон на вкус приятный, Хоть немного кисловатый. В нем полезных много свойств, С ним не будет беспокойств. Если хочешь ты играть, Давай здоровье защищать! Приглашаю вас на чашку чая с лимоном. Литература 1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 2. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 208 с. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» А. Ликум. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты. Дыбина О. В. Сборник «Открой увлекательный мир науки с помощью занимательных опытов». 30 ноября 2017 в 04:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.